31.Закон конкуренции. Содержание, функции. Основные формы конкуренции и методы конкурентной борьбы. Типы современных рыночных структур: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Конкуренция – общественная форма взаимодействия субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.Конкурентная борьба за экономическое процветание является одним из важнейших законов рыночного хозяйства. Содержание закона конкуренции раскрывается как соперничество производителей за достижение лучших условий производства. Конкуренция – это борьба между продавцами, между покупателями, а также между покупателями и продавцами. Ценовая конкуренция – это борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.Однако развитие товарного производства обусловило изменение методов конкуренции. На смену конкуренции цен пришла неценовая конкуренция. Основные формы конкуренции: совершенная и несовершеннаяСовершенная конкуренция как характеристика рыночной ситуации свойственна более раннему этапу развития рыночного хозяйства. Основным признаком совершенной конкуренции является существование множества продавцов и покупателей на рынке. Несовершенная конкуренция появляется тогда, когда отдельные фирмы могут воздействовать на условия реализации товара, то есть в той или иной мере контролировать цены на рынке. Чистая монополия – рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или большую часть производства. В этом случае, как правило, на рынке господствует одна крупная фирма, которая предлагает уникальный вид продукции. Олигополия образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами. Монополистическая конкуренция характерна для таких сфер экономики, где производство ориентировано на дифференцированный тип продукции и для фирмы образуется своеобразная “рыночная ниша”. Дифференциация продукта происходит, как правило, не по основному его назначению, а посредством различных попыток производителя создать в сознании покупателя представление об уникальности данной продукции, например, через рекламу. Таким образом, три типа рыночных ситуаций, которые раскрывают содержание несовершенного рынка, означают господство монополии рынка.