32.Монополия: сущность, формы, причины возникновения. Антимонопольное регулирование.
Монополия, в широком смысле слова, – это такая модель рынка, при которой число продавцов становится таким большим, что они получают возможность влиять на цену своего товара. В узком смысле слова – это рыночный субъект, который не имеет конкурентов. Естественная монополия возникает вследствие технологических потребностей развитых производительных сил. Это, например, железнодорожный транспорт, трубопроводы, электроэнергетика и ряд других видов деятельности, которые требуют высокой концентрации производства. Искусственная монополия складывается как результат внеэкономического вмешательства государства или каких-либо других структур, которые при определенных условиях могут стать тормозом общественного прогресса. Случайная монополия возникает как результат превышения спроса над предложением. Она носит временный характер, возникая выполнении двух условий: во-первых, если движение экономики подчиняется естественным законам рынка, во-вторых, если эта временная ситуация не закрепляется искусственно. В противном случае случайная монополия перерастает в искусственную. потребности людей и ограниченность ресурсов. выбор в экономике. модель границы производственных возможностей. потребности – это осознанные запросы или состояние неудовлетворенности, нужды, которое человек стремится преодолеть. по своей структуре потребности многогранны и могут быть классифицированы по следующим критериям: 1) по сфере удовлетворения – материальные, духовные, социальные; 2) по назначению – производственные, непроизводственные; 3)по форме удовлетворения – индивидуальные, общественные; 4) по важности удовлетворения – первичные (предметы первой необходимости), вторичные (предметы роскоши, духовная и интеллектуальная деятельность).потребности людей безграничны, что означает: 1) стремление к их удовлетворению на более высоком уровне; 2) возникновение новых потребностей по мере удовлетворения существующих; 3) непрерывное возрастание и изменение структуры, количества и качества потребностей. объективная необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с прогрессом производства и культуры нашла свое выражение в экономическом законе возвышения потребностей. для производства благ и услуг, идущих на удовлетворение безграничных потребностей людей, используются ресурсы. ресурсы – это необходимые для создания экономических благ элементы, которые могут быть вовлечены в производственный процесс. ограниченность ресурсов имеет относительный характер и заключается в том, что все имеющиеся в распоряжении любого общества ресурсы недостаточны для полного удовлетворения всех потребностей людей. редкость ресурсов вызывает необходимость их наилучшего, оптимального распределения между различными конкурирующими целями, их экономии, повышения эффективности использования и порождает проблему выбора.