34.Роль потребителя в рыночной экономике. Закономерности потребительского поведения.
Анализ соотношения потребностей и спроса и их влияния на цены начали использовать представители теоретического направления, получившего заглавие «маржинализм» (marginal - предельный). Из отдельного направления маржинализм в настоящее время превратился в распространенный элемент методологии экономической науки. Аналитический аппарат маржинализма способствовал исследованию механизма рынка, выявлению условий рыночного равновесия, особенностей рыночного ценообразования.Одним из основных положений маржинализма является принцип оптимального поведения человека в рыночной экономике, принцип экономического человека. В согласовании с этим принципом экономический процесс стает в виде взаимодействия субъектов, добивающихся оптимизации собственного благосостояния. Но оптимальными могут признаваться различные результаты деятельности субъекта, так как никто, не считая самого субъекта, не может дать точную оценку его действиям. Поэтому маржинализм частенько определяют как субъективное течение экономической мысли.Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивид сформировывает и реализует свой план потребления разных благ, ориентируясь при этом на более полное ублажение собственных потребностей. Важнейшими принципами потребительского поведения являются: учет личных вкусов и предпочтений, учет покупательной способности, т.Е. Дохода и уровня рыночных цен. Теория потребительского поведения и спроса исходит из принципа заданности этих характеристик. Полезность выражает степень ублажения, получаемого субъектом от потребления продукта. Различают общую и предельную полезность. Непрерывное потребление хоть какого блага (потребление в ограниченное время) имеет свой предел: полезность каждой следующей порции потребленного блага оказывается ниже, чем у предшествующей.